Наставничество «учитель — учитель»

Чем полезно

В школе более опытный учитель может стать наставником новичка, чтобы помочь ему с профессиональными и жизненными задачами. 

  1. Профессиональные задачи.
    Например, смена деятельности, адаптация к новой школе или классу, смена методики преподавания.
  2. Жизненные задачи.
    Например, отсутствие поддержки со стороны близких, финансовые трудности, личностные кризисы.

Как работает наставник

Основной инструмент — личные встречи и беседы с наставляемым. В разговоре люди готовы услышать друг друга, вникнуть в мысли и эмоции партнера.

Наставник и наставляемый не только беседуют: они могут составлять ментальные карты, таблицы, коллажи, которые помогают уточнить и конкретизировать проблему. Дневник или заметки помогают отслеживать личный прогресс. Также наставник и наставляемый могут посещать мастер-классы, фестивали, стажировки и конкурсы. 

Наставник может использовать коучинговый, психологический и тьюторский инструментарий в том объеме, в котором ему позволяет квалификация. Однако он должен понимать, что наставничество не может решить все проблемы — иногда человеку нужна помощь специалиста, и наставник должен уметь отследить это. 

Как организовать

Чаще всего школа назначает координатора наставнического проекта — это либо внешний специалист, либо представитель администрации школы, психолог, учитель, член попечительского совета, заинтересованный родитель. 

Координатор создает организационную группу, которая наблюдает за коллективом, проводит интервью и фокус-группы, чтобы определять круг проблем, с которыми сталкиваются сотрудники. Нужно быть готовым к тому, что запросы будут выходить за рамки профессиональных задач, и следует заранее определить, с чем именно школа помогает учителям. 

Организационная группа определяет, каким учителям нужна помощь, и устраивает подбор пар «наставник — наставляемый». Наставники до этого проходят специальное обучение. 

Как стать наставником

Чтобы стать наставником, нужно осознать весь свой профессиональный и личный опыт, а также пройти специальное обучение. 

Например, в рамках лидерского проекта Агентства стратегических инициатив «Региональные акселерационные школы наставничества» на базе любой организации можно создать дискуссионную площадку и собрать всех заинтересованных. В рамках вводного интенсива, который длится один-два дня, специалисты расскажут, что такое наставничество, проведут мастер-классы, а действующие наставники поделятся опытом. 

Создатели программы выступают за самостоятельность участников. Их цель — создать поддерживающую среду без тотального контроля. К тому же это бесплатный проект, методику которого можно найти в открытом доступе и внедрять ее в своем регионе. 

Главный совет для будущих наставников — изучать существующие программы, размышлять и применять новые знания на практике. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *