Чем полезно
В школе более опытный учитель может стать наставником новичка, чтобы помочь ему с профессиональными и жизненными задачами.
- Профессиональные задачи.
Например, смена деятельности, адаптация к новой школе или классу, смена методики преподавания. - Жизненные задачи.
Например, отсутствие поддержки со стороны близких, финансовые трудности, личностные кризисы.
Как работает наставник
Основной инструмент — личные встречи и беседы с наставляемым. В разговоре люди готовы услышать друг друга, вникнуть в мысли и эмоции партнера.
Наставник и наставляемый не только беседуют: они могут составлять ментальные карты, таблицы, коллажи, которые помогают уточнить и конкретизировать проблему. Дневник или заметки помогают отслеживать личный прогресс. Также наставник и наставляемый могут посещать мастер-классы, фестивали, стажировки и конкурсы.
Наставник может использовать коучинговый, психологический и тьюторский инструментарий в том объеме, в котором ему позволяет квалификация. Однако он должен понимать, что наставничество не может решить все проблемы — иногда человеку нужна помощь специалиста, и наставник должен уметь отследить это.
Как организовать
Чаще всего школа назначает координатора наставнического проекта — это либо внешний специалист, либо представитель администрации школы, психолог, учитель, член попечительского совета, заинтересованный родитель.
Координатор создает организационную группу, которая наблюдает за коллективом, проводит интервью и фокус-группы, чтобы определять круг проблем, с которыми сталкиваются сотрудники. Нужно быть готовым к тому, что запросы будут выходить за рамки профессиональных задач, и следует заранее определить, с чем именно школа помогает учителям.
Организационная группа определяет, каким учителям нужна помощь, и устраивает подбор пар «наставник — наставляемый». Наставники до этого проходят специальное обучение.
Как стать наставником
Чтобы стать наставником, нужно осознать весь свой профессиональный и личный опыт, а также пройти специальное обучение.
Например, в рамках лидерского проекта Агентства стратегических инициатив «Региональные акселерационные школы наставничества» на базе любой организации можно создать дискуссионную площадку и собрать всех заинтересованных. В рамках вводного интенсива, который длится один-два дня, специалисты расскажут, что такое наставничество, проведут мастер-классы, а действующие наставники поделятся опытом.
Создатели программы выступают за самостоятельность участников. Их цель — создать поддерживающую среду без тотального контроля. К тому же это бесплатный проект, методику которого можно найти в открытом доступе и внедрять ее в своем регионе.
Главный совет для будущих наставников — изучать существующие программы, размышлять и применять новые знания на практике.