В Самарской области с 3 апреля 2020 года начинает работу служба психологической помощи для граждан, находящихся на самоизоляции в период карантина. Позвонить может любой, кому нужно просто услышать чей-то голос и понять, что есть кто-то, кто готов их выслушать и оказать им квалифицированную психологическую помощь. Для лиц старшего возраста действуют номера:8(800)100-21-15, 8(846)958-66-66, 8(846)958-22-58 Для несовершеннолетних граждан действует номер: 8(800) 2000-122. Звонки принимаются круглосуточно! Для совершеннолетних граждан действует номер: 8(846)958-65-07. Работает с понедельника по пятницу с 9.00 до 20.00, в субботу с 9.00 до 12.00. Оператор запишет на онлайн-консультацию к специалисту на удобное время. В данное время свяжитесь со специалистом посредством видеозвонка Skype. Помощь бесплатная. Можно не называть своего имени. Оказавшись в сложной ситуации, не стоит молчать и переживать ее одному. Оставайтесь дома. И будьте здоровы!
Всеобщая истерия и паника наносит едва ли не больший вред, чем сам коронавирус Соответственно наряду с санитарной, нам необходима информационная и психическая гигиена.
Чтобы уберечь себя и свою психику от «социального заражения» и «массового психоза», нам необходимо сохранить нормальную способность к суждению и не впадать в одержимость
- Не участвуйте в тиражировании паники в разговорах, в смс и соцсетях.
- Останавливайте тех, кто загружает вас своими тревогами – негативные эмоции тоже заразны, а жалобы ослабляют иммунитет.
- Возьмите за правило – замечать каждый день то, что вызывает у вас позитивную эмоцию. Устраивайте обмен приятными новостями и приучайте своих близких замечать хорошее.
- Не листайте бесконечно ленту новостей. Наша психика воспринимает негативную информацию как угрозу. Это только усиливает стрессовую реакцию, которая не получает выхода. А длительный стресс ослабляет иммунную систему, делая организм восприимчивым к инфекциям.
- Читая новости, отслеживайте сильные телесные и эмоциональные реакции. Напряжение в мышцах, головная боль, учащенное сердцебиение должны стать сигналом закрыть ноутбук/смартфон и сменить вид деятельности. Главное – отвлечься от новостей.
- Выражайте и проживайте свои эмоции. Любые человеческие трагедии могут вызвать стрессовую реакцию. Эмпатия (сопереживание) – естественное человеческое качество. Хочется плакать? Плачьте. Не подавляйте чувства даже, эта нагрузка для нервной системы.
- Нарисуйте ваши переживания. Достаточно рисовать по листу бумаги до тех пор, пока не спадет напряжение. Затем порвать, выбросить или сжечь.
- Мамы, чрезмерно тревожные за своих детей, обратите внимание на себя, свои желания, чувства. Покажите своим детям пример – как прожить жизнь счастливо и полноценно.
- Разрешите себе радоваться. Вирусы боятся людей, переполненных жаждой жизни.
- Помните, нестандартные ситуации активируют спящий потенциал. Эволюция человечества невозможна без преодоления трудностей. Мы обязательно справимся, укрепим иммунитет, станем здоровее и сильнее!
- Держите связь с реальностью! И сохраняйте критическое мышление. Принятие реальности происходит через проживание 5 стадий: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Главное не зависнуть в стадии отрицания – не отрицать факт опасности инфицирования, не игнорировать рекомендации медработников и соблюдение карантина. Также важно не погрузиться в стадию депрессии. Сохраняйте спокойствие и решайте реальные проблемы по мере их поступления.
Что делать?
Руководство для родителей в период карантина
В связи с пандемией коронавируса продолжаются карантинные меры, повсеместно введен режим самоизоляции. Дети и взрослые проводят вместе все дни напролет. Как организовать повседневную жизнь семьи в новых условиях?
Практические рекомендации предлагает главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, доктор психологических наук Вера Васильевна Абраменкова.
Общие принципы
- Главная задача родителей и других взрослых – это сохранить и поддержать физическое и психологическое здоровье детей. И НЕ потерять свое.
- Наши дети способны к тому, чтобы в сегодняшней ситуации (безусловно экстремальной) стать либо Вашими помощниками, либо дополнительным стрессом, все зависит от стратегии и тактики Вашего поведения.
- Для ребенка любого возраста карантин – стресс: НЕ общаться со сверстниками, НЕ гулять на детской площадке и около, НЕ ходить в спортивную секцию, в кружки, в сад или школу, а еще — видеть рядом маму или папу и НЕ подходить к ним, когда хочешь – это мука. Неудивительно, если ребенок будет бегать по потолку.
- Важно объяснить ребенку, для чего нужен карантин, при этом не драматизировать ситуацию и самим не поддаваться панике, ведь ребенок – прекрасный психолог. Легко считывая Ваше настроение и эмоциональное состояние, он может реагировать или по принципу заражения, или выражать свой протест агрессией. С детьми необходимо быть предельно искренними, они чувствуют любую фальшь.
- И здесь необходимо вернуться к такой форме жизни как распорядок дня: подъем, завтрак, работа, отдых, сон и т. д. По Вашему усмотрению. Эти рамки упорядочат нормальное сосуществование взрослых и детей.
- Не забывайте о необходимости физической активности детей. Поэтому главное сейчас эту активность направить в мирное русло и организовывать по возможности подвижные игры, но так чтобы не поломать мебель и не травмировать самого ребенка.
- Если у вас, к счастью, двое или более детей, особенно разновозрастных и они не очень ладят, необходимо их развести в пространстве и во времени: младшего рано укладывать спать и рано поднимать, а старший наоборот: поздно ложится и поздно встает; тогда пересекаться они будут не постоянно, и следовательно, конфликтные отношения будут упорядочены.
- Если все же конфликтов не избежать, необходимо в закрытом пространстве карантина организовать место для отреагирования агрессии: это может быть боксерская груша, если ее нет, то сгодится подушка в двойной наволочке.
И главное – у нас появилась возможность освоить новый способ бытия, пожить иначе, будем благодарны жизни за это и искать во всем позитив.
Как с пользой пережить карантин
С 23 марта 2020 года во всех российских школах объявили вынужденные каникулы из-за эпидемии коронавируса. При этом школьники не будут отрываться от учебного процесса: учеба будет дистанционной, т.е. учителя через средства связи: соцсети, е-майл, телефон и др., будут давать задания и сроки выполнения, а ученики будут их выполнять.
Родители обеспокоены этой ситуацией. С одной стороны, можно понять их чувства: ведь при личном общении учителя с учениками происходит диалог, дети могут в открытом режиме узнавать новую информацию и задавать интересующие вопросы.
Однако специалисты в области психологии спешат заверить родителей в том, что из ситуации с карантином можно извлечь пользу.
Как лучше организовать учебный процесс дома
Чтобы школьнику было легче привыкнуть к дистанционному обучению психологи рекомендуют придерживаться нескольких правил:
- Время занятий на дому стоит приблизить к школьному графику.
- Расписание уроков стоит приблизить к привычному школьному графику.
- И не забывать об обязательном отдыхе во время учебы — перерывах.
Так как такая форма обучения новая для ребенка и рядом нет преподавателя, который бы объяснил новую информацию, то лучше взрослым уделять внимание учебе своего ребенка и узнавать, понял ли он материал и, в случае потребности, помочь.
Ваше настроение и тревога передается детям
Карантин — это вынужденные меры для профилактики заболевания. Важно объяснить это ребенку, как и то, что самоизоляция — эта вынужденная мера для того, чтобы он и другие люди не заболели.
- Нужно просто объяснить, что это не навсегда. Что это просто временный период в жизни, который пройдет. И жизнь вернется в прежнее русло. Все это нужно спокойно донести до ребенка.
- Особенно внимательными нужно быть с детьми с тревожным типом характера.
- Ребенок видит, насколько все взрослые обеспокоены из-за вируса: об этом говорят дома, в новостях. И дети с тревожным типом характера могут слишком близко воспринять тревожащие новости и целесообразно ограничить поток информации. Чтобы этого не произошло, нужно спокойно, без преувеличения и излишней негативной окраски (и тем более, не запугивая!) объяснить понятным для ребенка языком информацию о вирусе и четкие инструкции поведения, чтобы не заболеть. Так ребенок будет осведомлен и станет выполнять четкие инструкции. И это будет гарантом спокойствия детей и их родителей.